Е.Д. Емельянов "Звукофикация Театров" Год выпуска - 1973 Цена - 77коп Тираж - 5000 Время реверберации. Из литературных источников известно, что эффективное время реверберации Т долгое время являлось единственным критерием акусти ческих условий в зрительном зале. В последние годы было доказано, что процесс реверберационного спадания звука в закрытом помещении имеет начальный отрезок времени Т1 (рис. I. 1), ![]() Рис.I.1. График реверберационного процесса уменьшения звука в закрытом помещении в котором формируется полезный сигнал, усиленный первыми отражениями, и второй отрезок Т2, определяющий специфическую реверберационную окраску звука. Оптимальное время реверберации зависит не только от технологических и эксплуатационных требований конкретного помещения, но и от его геометрических размеров, количества звукопоглощающих материалов и конструкций, их размещения по поверхностям зрительного зала и сцены. При решении практических задач рекомендуется пользоваться графиками и таблицами по электроакустике. Чтобы вычислить приближенно время реверберации (зная назначение помещения и его объем), применяют следующее выражение: T=kv, где V — объем помещения в м3; К — коэффициент, зависящий от назначения помещения: k=0,41 (оперные театры и концертные залы), k(=0,36 (драматические театры), k=0,29 (кинотеатры), k=0,25 (конференц-залы и аудитории). Оценка акустических условий помещения с оптимальным временем реверберации производится не только по времени спада звуковой энергии, но и субъективно — по красоте, полноте и ясности звучания. При определении габаритов зала и оптимального времени реверберации большое значение имеет правильный подход к выбору удельного объема на одного зрителя и соблюдение норм архитектурно-акустической обработки всех поверхностей. Опыт показывает, что удельные объемы можно считать оптимальными в следующих пределах (м3/чел): 3,5--4,5 (речевые помещения), 4-5 (музыкально-речевые), 5-6 (универсальные), 6-7 (музыкальные и оперные театры), 8-10 (залы для исполнения органной музыки). В нашей стране построено много хороших с точки зрения выполнения акустических условий современных зрительных залов, например Дом культуры в Коломне на 1500 мест, театры в Ашхабаде, Калуге, Туле, Н. Тагиле и др. Но есть и такие, как Драматический театр в Смоленске, у которого удельный объем значительно больше нормы (9,5 м3/чел), акустические условия в нем неудовлетворительные. Диффузность. На качество звучания и тембровую окраску звука значительное влияние оказывает степень его диффузности, которая характеризуется количеством равновероятных отражений, приходящих в любую точку пространства зрительного зала. Чтобы повысить степень диффузности звукового поля, необходимо большую часть активных поверхностей зрительного зала делать отражающими, хорошо рассеивающими звуковую энергию. Для этого применяют пилястры и ниши, членение потолка и стен. Измерения показали, что в помещениях с оптимальными акустическими условиями диффузность звукового поля определяется средней величиной. (40-75%). Структура звука. Уровень и качество звучания речи или музыки в закрытом помещении определяется временным соотношением прямого звука и первых, быстро следующих друг за другом отражений. При выборе формы и размеров зрительного зала учитываются прежде всего условия, при которых интенсивные отраженные сигналы могут приходить к зрительским местам не позже критического времени. Многочисленные эксперименты подтвердили, что отзвук, формируемый на первом отрезке времени реверберационного спадания звука, является полезным, если при передаче речевой информации критическое время T1 (см. рис. I. 1) находится в пределах 50-80 мс, а при звучании музыкального произведения — в пределах 150-200 мс. Чтобы звук правильно формировался, необходимо соблюдать условия, при которых распределение звуковой энергии в закрытом помещении, отражение ее от поверхностей происходит диффузно, а не геометрически. |
![]() |